Разведение как искусство
Betty White
Judge AB CFA
(Доклад, прочитанный на утреннем заседании комитета по персидской породе ежегодного собрания CFA в июне 2005 г. )
Разведение не является спортом - и не позволяйте никому говорить иначе. Безусловно, мы соревнуемся на выставках, но это имеет мало общего с состязанием спортивных команд, когда одна команда надеется провести мяч с одного конца поля к другому чаще, чем команда противника. Какова реальная ценность этого, если не зрелищность мероприятия? Или возьмём пример из индивидуального вида спорта, каковым является теннис. Для игрока в теннис целью является послать мяч более точно, чем противник. Вы хотите поговорить о "Королевском спорте"? Но в забегах чистокровных скакунов стремление прийти первым выражено даже более явно, чем в легкоатлетических соревнованиях по бегу. Т.е. цель любого соревнования - победа! Можно было бы и дальше рассуждать о смысле спортивных состязаний, но разве мы стремимся не к тому же? Пока мы остаёмся в нашем любимом деле, мы ведь тоже рвемся к победе! Нет, всё не так просто. Мы пытаемся с помощью племенной работы приблизиться к стандарту настолько, чтобы у всех дух захватило от восхищения при виде нашего животного и это позволило бы ему победить на выставке. Если посмотреть на проблему еще шире, мы показываем эту красоту другим людям, приобщая их к миру кошек. Т.е. то, чем занимаемся мы, заводчики, гораздо серьёзнее, чем любой "спорт". Это сродни искусству!
Когда мы говорим о балансе и усовершенствовании, мы невольно используем художественные термины. Визуально усовершенствование зависит от баланса больше, чем от чего бы-то ни было. Но возможен и иной вариант: прекрасно сбалансированная кошка может быть далека от совершенства, а, следовательно, и от стандарта. Рассмотрим этот постулат на примере персов. Допустим, что у кошки короткое тело и тяжелый костяк, голова и хвост находятся в пропорции к телу, но лицо выказывает вселенскую скорбь о том, что молодость давно прошла. Другая же кошка короткая, пропорциональная, с восхитительно милым выражением лица, но её костяк сравним только с косточками того цыплёнка, который был съеден за вечерней трапезой. Несложно заметить, что ни один из этих персов не похож на то описание, которое обсуждается в Общем Описании стандарта персидской породы.
Несколько сложнее оценить по достоинству первое предложение, идущее за шкалой баллов в Стандарте персидской породы: "Баланс и совершенство - сущность породы, при которой отдельные части соединяются в гармоничное целое без излишнего или недостаточного акцентирования внимания на каждой из них". Это утверждение - сжатый вариант предисловия Джин Сингер (Jeanne Singer) к Стандартам CFA. Как заводчик Сиамов, изначально эти слова Джин написала к стандарту Сиамской породы. Но, понимая, что это положение относится ко всем породам без исключения, правление CFA попросило позволения у Джин использовать его в предисловии к книге Стандартов CFA. Все просто, при взгляде на достойного представителя персидской, сиамской или иной породы хочется воскликнуть: "Какое чудо!" - и это естественная реакция при встрече с настоящим искусством.
Можно встретить сбалансированного, но несовершенного по типу кота. Тем не менее баланс до сих пор считается труднодостижимым дополнением к усовершенствованию. Когда же мы готовы воскликнуть "Эврика!"? В этом нет никакой тайны: ответ кроется в общем описании Стандарта персидской породы.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ: идеальная персидская кошка должна создавать впечатление тяжелого, хорошо-сбалансированного животного со сладким выражением (sweet expression) лица и мягкими, округлыми линиями. Большие круглые глаза широко разнесены на лицевой плоскости, что придает лицу привлекательность и выразительность. Длинная густая шерсть смягчает линии тела и подчеркивает округлость внешнего вида.
Совершенством дышит каждое слово в этом описании. Совершенство невозможно без абсолютного баланса; без округлых очертаний, ненарушенных размером или формой ушей; без роскошной шерсти, смягчающей силуэт и, что самое главное, без открытого, сладкого выражения лица. Ничто не должно быть излишне подчёркнуто или преувеличено, это - полный пакет требований, полное визуальное представление идеальной персидской кошки, которая невольно появляется в нашем воображении при прочтении этих строк.
Имеет ли какое-либо отношение к совершенству окрас и (или) рисунок? Вспомнив об изобразительном искусстве, можно было бы спросить: имеет ли значение цвет в нашем восприятии живописи, скульптуры или художественного стекла?
Многие бы ответили, что это зависит от разных факторов. Это не имеет решающего значения для бронзовых скульптур, определённых типов стекол или гравюр. Но имеет большое значение в живописи (письмо маслом, акварелью) и, конечно же, в фелинологии. Если вы не верите, поговорите с любым заводчиком-ориенталистом, который вместе с голубыми и шоколадными кошками в одном окрасном классе выставляет белых и черных. Или поговорите с заводчиком персов, выставляющего голубых, кремовых или красных кошек в одной дивизии с белыми и чёрными. Все мы прекрасно знаем о влиянии окраса на тип кошек, хотя в разных породах и окрасах это выражается по-разному. У ориенталов сплошному окрасу, как правило, отдаётся большее предпочтение. Более драматичная ситуация наблюдается в персидской породе: складывается впечатление, что представители различных сплошных окрасов (особенно ослабленных) поддерживаются различными стандартами. Т.е. влияние окраса или рисунка даже внутри породы заметно и ощутимо. Окрас неразрывно связан с усовершенствованием и иногда вносит свои коррективы в визуальное восприятие животного. Иногда помогает общему впечатлению, иногда искажает его (например, в случае асимметричного черепахового или би-колорного окрасов).
Наше понимание искусства проанализировать достаточно просто. Мировые шедевры искусства, как правило, соответствуют нашему врождённому чувству гармонии и баланса. Посредством прекрасной техники передаётся настроение или идея. Наиболее любимые произведения искусства те, которые восхищают и воздействуют на нас независимо от того, знаем мы что-либо об искусстве или нет. Посещение галерей или музеев помогает развитию нашего чувства прекрасного и мы больше не задаёмся вопросом, почему мы не можем отойти от какого-то шедевра. Мы больше не говорим: "Я не знаю, почему мне это нравится, я только чувствую это." Образование и опыт помогают совершенствовать и расширять наше понимание великого мирового искусства. (Обратите внимание, и здесь мы не смогли обойтись без глагола "совершенствовать").
Но вернёмся всё-таки к кошкам. Все ли увидят и признают неповторимость и безупречность совершенного перса? Вы не поняли в чём суть вопроса? Ну что ж, поставим вопрос иначе: понимание совершенства естественная, данная богом способность или этого можно достичь только через изучение и опыт? Большинство любителей кошек (безусловно, не все) без труда из всех кошек выделят того единственного, совершенного, который близок к идеалу. Может быть, они не смогут объяснить, почему они восхищены именно этим котом, но они безошибочно отдадут ему предпочтение при сравнении с остальными. Изучение и опыт, независимо от породы или вида животных, просто увеличивают количество людей, способных увидеть и распознать совершенное животное. До этого момента аналогия с искусством очевидна, не так ли?
Чтобы приблизиться к совершенству, необходимо избавиться ото всего, что является грубым, несовершенным, дисгармоничным, искажающим впечатление целостности. Поэтому само понятие усовершенствования, сам подход к разведению предполагает, что племенное животное непременно должно быть оценено. В мире искусства критики изучают и анализируют произведения искусства (техника рисования, композиция, общие технические приёмы). Другими словами, критики являются экспертами, которые оценивают художественные произведения. И мы всегда можем сравнить наше собственное понимание, нашу собственную оценку какого-либо произведения с мнением специалиста. В мире кошек экспертами являются судьи, которые на выставках оценивают кошек. Получается, что именно они - критики нашей многотрудной работы в получении здоровой, красивой кошки, не так ли?
Ну а теперь мы вернёмся в мир, в котором люди разделяют жизнь со своими домашними любимцами. В то время, когда мы стремимся добиться появления в питомнике настоящего шедевра для участия в выставочных рингах, родные братья, сёстры и ближайшие родственники этого шедевра украшают жизнь американцев в качестве живых произведений искусства. Нет, чтобы не говорили, наше увлечение не является спортом, это - настоящее творчество!
перевод Ольги Ракитных
Источник: Международная Ассоциация Любителей Кошек www.rolandus.org
ШАГ НАЗАД